Программа по краеведению     



Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра чувашского языка и литературы


Программа по краеведению


«ПОЗНАЙ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МАЛОЙ РОДИНЫ – ЕГОРКИНСКОГО КРАЯ НУРЛАТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»


    Автор:
         учитель чувашского языка и литературы, руководитель школьного музея МБОУ «Егоркинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан» Терентьева Галина Владимировна

    Консультант:
         Иванова Надежда Георгиевна доцент Чувашского Республиканского института образования

Введение


    Сегодняшнее общество пришло к выводу о необходимости овладения не только научными знаниями, но и новым мировоззрением, умением правильно использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, традиций. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных, патриотических, гражданственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

    Программа элективного курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края, истории Егоркинского краеведения и судеб наиболее известных земляков. Постепенно открывая для себя неведомые доселе страницы истории Нурлатского края, культивируя в себе интерес к историческому поиску, юный гражданин сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.

    Элективный курс адресован учащимся средней школы. Авторская программа разработана с учетом требований государственного стандарта. Процесс формирования у учащихся определяется в элективном курсе как поэтапный: теоретический, практический, теоретико-практический, последовательный, включающий учащихся в познавательную, исследовательскую и творческую деятельность.

    Структура элективного курса содержит 5 разделов. Первый – пояснительную записку, в которой, как правило, содержатся 1) практическая направленность курса; 2) актуальность; 3) педагогическая целесообразность; 4) цели; 5) задачи курса; 6) концепция, заложенная в содержание учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и континента учащихся; 7) адресат; 8) формы и методы занятий; 9) ожидаемые результаты; 10) формы контроля знаний и умений учащихся. Второй – учебно тематический план, который включает 1) разделы и темы; 2) планируемые результаты образования; 3) формы занятий (теоретические и практические занятия); 4) приемы и методы преподавания; 5) виды деятельности учащихся; 6) способы и формы оценки достижения этих результатов; 7) перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Третий – собственно содержание учебного материала. Четвертый – некоторые методические разработки. Пятый – учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы.

    В качестве основы элективного курса использовались разные подходы: системный, деятельностный , личностный , культорологический. Эти подходы предполагают некоторую конкретизацию и структуризацию как организационно-содержательного плана, так и контрольно-диагностических процедур.

    Для решения комплексных задач выбирались 4 модуля учебного процесса. Первый – теоретический. В нем дается представление об истории родного края, он знакомит учащихся с видными людьми села и их вклад в историю села, района, Республики. Второй нацеливает на проведение экскурсий по родному краю, по школьным музеям района и города. Третий модуль программы посвящен встречам с интересными людьми нашего края, планирует подведение итогов работы в форме праздников, познавательных игр, викторин, олимпиад, фестивалей. Четвертый – практический. Каждый школьник готовит сообщение, реферат, проект, презентацию на заданную тему, опираясь на полученные знания. Большую роль в подборе материала имеет самостоятельная работа учащихся, активизируется их познавательная деятельность при подготовке сообщений, докладов, экскурсий.

    Учитель в своей работе по этой программе может больше внимания уделять той или другой теме, менять последовательность изучения материала. Программа создает основы для творческого подхода в работе.

    Во время занятий используются разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся с источниками и научными статьями, подготовка сообщений, докладов, рефератов, а также нацеливает учащихся на поисковую работу и создание компьютерных презентаций.

    Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание.

    Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного села, улицы, дома, посредством формирования навыков поисковой работы.

    Автор предполагает, что при работе с программой, педагоги выберут наиболее приемлемые для себя форму и содержание своей деятельности, которые впоследствии они смогут творчески применить в выработке собственной системы преподавания, переработать и усовершенствовать.


Программа


Пояснительная записка


Текст
Компоненты содержания
     Программа предусматривает изучение данного курса в объединениях дополнительного образования. Программа учитывает знания, полученные школьниками в общем курсе истории, географии, чувашской литературы, татарской литературы, ОБЖ, технологии. Она интегрирует внеклассную работу по этим предметам и тем самым, поможет достичь положительных результатов в воспитании школьников. Кроме того, программа направлена на формирование следующих умений:
     - сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;
     - способствовать расширению кругозора;
    Знакомясь с историей края, учащиеся узнают о проявлении подлинного патриотизма нашими земляками.
Практическая направленность курса
    Элективный курс развивает познавательную активность учащихся, в совместной творческой работе рождается дружба, умение сотрудничать, творчески мыслить. Изучать историю родного края - это не только усваивать перечень ее событий, но и черпать в ней народную мудрость и мужество, высокие патриотические чувства и вдохновение для грядущих дней.
Актуальность курса
    Все это создает возможности для развития умений и навыков в четырех основных областях деятельности:

    - интеллектуальной (анализировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, сопоставлять различные мнения);

    - практической (выступать с презентацией, участвовать в дискуссии, разрабатывать проекты);

    - организационный (выявлять потребности, позиции, работать в команде, приобретая навыки лидерства, подчинения, взаимопомощи, ответственности, инициативы);

    - поведенческий (открытость, признавать и исправлять ошибки, проявлять доброжелательность, толерантность в конфликтных ситуациях)
Педагогическая целесообразность курса
    - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; нравственных чувств; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); ценностного отношения к прекрасному;

    - восприятие; понимание, осмысление; принятие решения;

    - приобретение школьником дополнительных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

    - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, малая Родина, природа, мир, знания, труд, культура, традиции, обряды), ценностного отношения к социальной реальности в целом, получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии старшеклассник действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком;

    - осознание ценности человеческой жизни;

    - актуализация знаний учащихся, полученных на уроках истории, географии, чувашской литературы, татарской литературы, русской литературы;

    - воспитание толерантности – гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой родины, коренному е населению;

    - научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире;

    - получить дополнительные знания; совершенствование современных образовательных технологий, отраженных в принципах обучения.
Цели курса
    - Социально-педагогические (формирование гражданского и патриотического мировоззрения, культуры общения с микро - и макро коллективом, воспитание чувства гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию русского народа);

    - обучающие (углубленное изучение истории родного края, изучение основ поисковой, музейной и журналистской работы как до профессиональная ориентация);

    - познавательные (формирование навыков поиска информации и получение знаний об исторических особенностях развития родного края, закрепление основ культуры восприятия информации в музее);

    - развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через обучение грамотной формулировке игровых вопросов с учетом различных параметров игр, как-то возрастные особенности играющих, тематика игры; с последующим обучением правилам корректного интервью);

    - мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, посредством диалога с учащимися по поводу необходимой глубины изучения материала, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).
Задачи курса
    Главной отличительной особенностью, критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на некоторые позволяет человеку противостоять и развивать свое сознание, жизнь систему общественных отношений. Традиционными источниками духовно-нравственной культуры являются:

    - патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

    - традиционные религии – представление о вере, духовности, толерантности;

    - природа – эволюция, родная земля, планета Земля, экологическое сознание;

    - человечество – мир во всем мире, уважение культуры и традиции.
Концепция программы
    Программа курса предназначена для 14-16 возрастной категории, изучение в объединениях дополнительного образования.
Адресат программы
    Программа рассчитана на 102 часа, по 4 часа в неделю в течение 4-х четвертей.
Сроки реализации программы
    Возможны следующие виды деятельности учащихся:

    - урок-лекция;

    - урок-практикум;

    - урок-семинар;

    - устные сообщения учащихся;

    - экскурсии;

    - встречи со старожилами села;

    - организация выставок;

    - организация праздников;

    - игра;

    - проектная деятельность;

    - презентации;

    - обсуждение сообщений, докладов, рефератов;

    - викторина;

    - тесты;

    - защита проектов, рефератов.
Формы и методы занятий
    В результате изучения курса «Познай себя через изучение природы, истории и культуры малой Родины Егоркинского края Нурлатского района Республики Татарстан» учащиеся овладевают:

    - техникой презентации и проекта, доклада;

    - различными способами конспектирования;

    - опытом разработки и выполнения проектов, исследовательских работ;

    - навыком представления результатов исследования с использованием наглядной информации на научно-практических конференциях;

    - участие и победа команды учащихся данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх; на районных олимпиадах по краеведению;

    - высокий уровень познавательной активности;

    - толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
Ожидаемые результаты
    Контроль за качеством знаний и умений учащихся на различных этапах прохождения программы предполагается осуществлять через систему творческих отчетов (презентаций), зачетных творческих работ (исследовательские работы), контрольных уроков (тесты), выставок творчества.
Формы контроля знаний и умений учащихся

Учебно-тематический план



Тема урока Планируемые результаты (что должен знать и уметь) Формы занятий Приемы и методы преподавания Виды деятельности Способы и формы оценки достижения этих результатов Используемые источники
1
2
3
4
5
6
7
8

Блок I. Изучение истории и культуры родного края в Егоркинской средней общеобразовательной школе
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан (8 часов)

1


2



3
4













5
6
7

8
Введение в курс

История Егоркинского школьного музея.

Используемые источники при изучении истории и культуры родного края.

Встречи со старожилами

Экскурсия в школьный музей Якушкинской средней общеобразовательной школы Нурлатского муниципального района.

Анализировать факты из истории родного края; сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал. Урок усвоения новых знаний. Лекция учителя в школьном музее. Слово учителя, беседа, диалог, экскурсия. Коллективная, индивидуальная, групповая. Конспектирование, устные сообщения, составить кроссворд, викторину. Книга отзывов и предложений. Храниться в школьном музее.

Районная газета «Дружба» и «Туслах» за 1934-2000гг.

Харисов Ф.Ф. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования. РИЦ: Школа, 2002.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994.


Блок II. Ученические исследования по краеведению (10 часов)

9




10




11




12




13




14




15




16




17




18
Как выбрать тему, определить цели и задачи исследования.

Как собрать материал для исследовательской работы.

Исследовательская деятельность учащихся на природе.

Оформление исследовательской работы.

Прошлое России в истории моей семьи.

Решение историко-генеалогических задач.

Экскурсия в школьный музей Нурлатской средней школы №3.

Применять теоретические знания при написании исследовательских работ. Готовить сообщения, рефераты. В школьном музее: лекции автора программы; изучение исследовательских работ школьников «Моя родословная» хранящихся в школьном музее; решение историко-генеалогических задач.

Внутришкольная работа: организация конкурса на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия», организация праздника «День семьи.

Внешкольная работа: Экскурсия в школьный музей Нурлатской средней школы №3.
Слово учителя, беседа, диалог, участие в учебном диалоге, экскурсия. Коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая Составление схем проектов, исследовательских работ Гузенко С. Твоя родословная. Методическое пособие для школьников. Тюмень, 2007.

Семейные летописи. Сборник по итогам « Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества». Казань: Фонд «Ватан», 2007.

Методические заметки в помощь желающим приступить к составлению родословной. М., 2006.

Блок III. Природа и экология Егоркинского края (8 часов)

19



20



21



22



23



24



25



26



27
Географическое положение села Егоркино.

Климат Егоркнского края. Животный мир края.

Водные ресурсы края. Экологическое состояние окружающей среды Егоркинского края.

Экскурсия в Государственный музей Габдуллы Кариева в деревне Кульбаево-Мараса.

Использовать информацию из различных источников; сравнивать и обобщать фактический материал; высказывать мнение по изучаемому вопросу. В школьном музее: лекции автора программы; изучение плана экологической работы Совета ЕСП.

Внутришкольная работа: метеорологические наблюдения; изучение форм поверхности, рельефа местности; изучения природно-территориального комплекса.
Лекция, Экскурсия, диалог, слово учителя. Групповая, индивидуальная Составление экологической карты; составление кроссвордов; Чибидина-Пинина Т.И. География Нурлатского района». (Учебное пособие для 8-9 классов). Посад: Мелекес, 2001.

Ендиряков В.А. Село Егоркино (1710-2010гг). Чебоксары, 2011.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994.

Блок IV. История образования села Егоркино (8 часов)

28



29



30



31



32



33



34



35
История образования села Егоркино.

Старожилы села об основании села Егоркино.

Октябрьская революция и гражданская война в крае.

Экскурсия в Нурлатский Государственный Закамский музей.

Анализировать факты из истории родного края; сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал. В школьном музее: лекции автора программы; изучение письменных и вещественных источников об образовании села Егоркино.

Внешкольная работа: экскурсия в Нурлатский Государственный Закамский музей.
Слово учителя, беседа, диалог, экскурсия Коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая Организация встреч; устные сообщения; выполнение групповой работы; составление схемы проекта. Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994. Ендиряков В.А. Село Егоркино (1710-2010гг). Чебоксары, 2011

. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. Казань: ТаРИХ, 2001.

Сибгатуллин Ф.С. Нурлат. Аделиада, 2000.


Блок V. Население села Егоркино (8 часов)

36



37



38



39



40



41



42



43
Численность населения села.

Знаменитые люди села.

Старожилы села.

Занятия населения села.

Экскурсия в сельскую библиотеку.
Применять теоретические знания при написании исследовательских работ. Готовить сообщения, рефераты. В школьном музее: лекции автора программы; встречи с предпринимателями села.

Внутришкольная работа: организация встреч в школе со знаменитыми людьми села Егоркино.

Внешкольная работа: экскурсия в сельскую библиотеку.
Слово учителя, беседа, диалог, участие в учебном диалоге, экскурсия. Коллективная, фронтальная, индивидуальная, парная. Оформление альбома «Знаменитые люди села»; сообщения учащихся о знаменитых людях села. Районная газета «Дружба» и «Туслах» за 2000-2011гг.

Альбомы, фотографии, книги. Экспозиции школьного музея.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994.

Ендиряков В.А. Село Егоркино (1710-2010гг). Чебоксары, 2011.

Блок VI. Культура села Егоркино (9 часов)

44


45


46


47


48


49


50


51


52
Памятники культуры села.

Улицы и дома моего села.

Одежда и украшения прошлого моего села.

Народные праздники села.

Стихотворения и песни о моем селе.

Экскурсия в Республиканский краеведческий музей.

Формирование любви и уважения к богатству села; уважение традиций, обрядов села. Изучение гимна села и школы. В школьном музее: лекции автора программы.

Внутришкольная работа: Оформление альбомов, газет.

Уборка территорий около памятника.
Слово учителя, беседа, диалог, экскурсия. Коллективная фронтальная, парная, групповая Организация встреч; устные сообщения; выполнение групповой работы; экскурсии; встреча с ансамблем «Шулкеме», творческие встречи, выставки. Экспозиции школьного музея.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994. Ендиряков В.А

Село Егоркино (1710-2010гг). Чебоксары, 2011.

Районная газета «Дружба» за 1990-2010.


Блок VII. История Егоркинской средней школы (12 часов)

53


54


55


56


57


58


59


60


61


62


63


64
Церковь до Октябрьской революции и его роль в распространении образования в селе.

Возникновение и работа начальной школы после Октябрьской революции.

История семилетней школы.

Средняя общеобразовательная школа в селе до наших дней.

Успехи и достижения школы.

Экскурсия в школьный музей Биляр-Озерской школы.
Анализировать факты из истории родного края; сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал. В школьном музее: лекции автора программы: встречи с учителями, работавшими в Егоркинской средней школе.

Внутришкольная работа: Оформление альбома «Эти учителя работали в нашей школе». Внешкольная ра

бота: экскурсия в школьный музей Биляр-Озерской школы.
Слово учителя, беседа, диалог, экскурсия, встречи Коллективная фронтальная, парная, групповая, индивидуальная Организация встреч; устные сообщения; выполнение групповой работы; составление схемы проекта, презентаций, видеофильмов, роликов. Ендиряков В.А. Егоркинская средняя школа Нурлатского района Республики Татарстан (1879-2009), к 130-летию открытия школы. Чебоксары, 2009

. Экспозиции школьного музея.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости г. Наб.Челны, 1994.

Блок VIII. История коллективных хозяйств на территории Егоркинского сельского поселения (10 часов)

65


66


67


68


69


70


71


72


73


74
Сельская община до Октябрьской революции.

Октябрьская революция и новый передел земли.

Образование колхоза на территории села.

Борьба против коллективизации и раскулачивания.

История колхоза

«Пролетарий» «Россия».

Современное состояние ООО «Агроразвитие».

Анализировать факты из истории родного края; сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал. В школьном музее: лекции автора программы, встречи с руководителями и рабочими ООО «Агроразвитие».

Внутришкольная работа: оформление выставки из фонда музея в школьном музее в день проведения праздника села.

Внешкольная работа: экскурсия в школьный музей Ново-Иглайкинской средней школы.
Слово учителя, беседа, диалог, экскурсия Коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Организация встреч; устные сообщения; выполнение групповой работы; составление схемы проекта, презентаций, видеофильмов, роликов. Сандлер И.Л. Октябрьскому району 50 лет. Г. Нурлат, 1980.

Районные газеты «Дружба» и «Туслах» за 1970-2011 годы.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994.

Блок IX. Село Егоркино в период Великой Отечественной войны (11 часов)

75


76


77


78


79


80


81


82


83


84


85
Наши земляки – в боях за Родину.

Солдатские письма.

Погибшие земляки в Великой Отечественной войне.

Дети войны.

Трудовой героизм в годы войны.

Экскурсия в школьный музей Курманаевской средней общеобразовательной школы.

Анализировать факты из истории родного края; сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал. В школьном музее: лекции автора программы; встречи с ветеранами войны и тыла.

Внутришкольная работа: оформление альбомов, презентаций. Оформление выставки из фонда музея в школьном зале школы в День Победы.

Внешкольная работа: экскурсия в школьный музей Курманаевской средней общеобразовательной школы.
Слово учителя, беседа, диалог, экскурсия, встречи Коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Организация встреч в зале Боевой Славы; устные сообщения; выполнение групповой работы; составление схемы проектов, презентаций, видеофильмов, роликов Альбомы, посвященные участникам Великой Отечественной войны из села Егоркино. Архив школьного музея.

Анкетные данные с фотографиями участников Великой Отечественной войны села Егоркино. Архив школьного музея.

Галяутдинов И.М. Гордость земли Нурлатской. Печать ООО РА ДСМ, 2005.

Гильмутдинов Р.Г. Негасимый огонь памяти (Сборник творческих работ учащихся школ Нурлатского района и города Нурлат РТ), РУП Нурлатская городская типография РТ, 2004.

Идиатуллин Р.Р. Память. Издательство Книга Памяти, 1996.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994.

Блок X. Наши земляки в несении воинской службы в рядах Советской и Российской Армии (1946-2011гг.) (11 часов)

86


87


88


89


90


91


92


93


94


95


96
В каких странах и регионах РФ служили наши земляки.

Участники Корейской войны.

Участники Афганской войны.

Наши земляки-участники Чеченской войны.

Они выполняют свой конституционный долг.

Экскурсия в региональный музей Закамья и города Нурлат

Формирование стремления думать о смысле жизни; воспитание мужества и стойкости. В школьном музее: лекции автора программы; встречи с отслужившими солдатами; переписка с солдатами, которые служат в рядах Российской Армии; сбор фотографий, солдатских значков.

Внутришкольная работа: подготовка и организация смотра строя и песни в день Российской Армии (23 февраля).

Внешкольная работа: экскурсия в региональный музей Закамья и города Нурлат
Слово учителя, беседа, диалог, экскурсия, встречи Коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Организация встреч в зале Боевой Славы; устные сообщения; выполнение групповой работы; составление схемы проектов, презентаций, видеофильмов, роликов Солдатские письма. Хранятся в школьном архиве музея.

Альбомы «Солдаты Отчизны». Хранятся в школьном архиве музея.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.:. Военное издательство, 1994. Школьный архив.

Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994.

Блок XI. Итоговый контроль (6 часов)

97

98

99

100

101

102
Тестирование.

Защита исследовательских работ.

Ученическая конференция.
Формирование духовного и интеллектуального саморазвития, делать выводы. Урок проверки, оценки, корректировки знаний, умений, навыков. Коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Умения объяснить свою точку зрения; умение защищать свою работу.

Всего 102 урока



Содержание программы


Введение (1 час)

    С 2002 года в Егоркинской средней школе работает историко – краеведческий музей. В 2005 году музею присвоено звание «Школьный музей», Свидетельство №460 от 23 марта 2005 года. Министерство образования и науки РТ. К 2010 году собрано 650 экспонатов. При музее работает кружок «Юный краевед». Цель данной программы состоит в формировании у учащихся целостного представления о Малой Родине через изучение природы, истории и культуры.

    Село Егоркино имеет свою неповторимую, богатую и интересную историю. Оно развивалось в сложных социально-экономических и политических условиях. Несмотря на это, местное население сумело сохранить свой язык, самобытную культуру и традиции. Каждый народ силен своими корнями, память о которых передается из поколения в поколение. Мы не должны допускать, чтобы безвозвратно стерлись имена и события, связанные с историческим прошлым нашей страны, нашего края.

    К 2010 году в селе проживало 961 человек. По национальному составу 911 чуваш, 5 татар, 42 русских, башкирка 1, хохол 1, мордовка 1. Общее количество домов – 354.

    Программа предусматривает изучение данного курса в объединениях дополнительного образования. Программа учитывает знания, полученные школьниками в общем курсе истории, географии, чувашской литературы, татарской литературы, ОБЖ, технологии. Она интегрирует внеклассную работу по этим предметам и тем самым, поможет достичь положительных результатов в воспитании школьников.

    Изучение курса рассчитано на 102 часа и состоит из 11 разделов. После каждого раздела указаны формы работы и список используемых источников (литература, документы, экспонаты школьного музея). Предполагается посещение государственных и зарегистрированных школьных музеев в Нурлатском муниципальном районе. Чтобы эти экскурсии были тематическими, они распределены по разделам программы. Каждая экскурсия согласуется заранее и проводится по теме изучаемого раздела.

    Никакая программа не может исчерпать все явления окружающей действительности. Я думаю, что с дальнейшим накоплением материалов по изучению природы, истории и культуры Малой Родины программа будет совершенствоваться.

Изучение истории и культуры родного края
в Егоркинской средней общеобразовательной школе (8 часов)

    История Егоркинского школьного музея. Первые экспонаты школьного музея, реставрационные работы в школьном музее. Проведение в музее школьные, районные мероприятия. Гости школьного музея и их отзывы и предложения. Учет и хранение собранного материала. Основные формы использования материалов школьного музея в учебном процессе.

Ученические исследования по краеведению (10 часов)

    Как выбрать тему, определить цели и задачи исследования. Краткая характеристика изучаемого объекта. Разработка, обсуждение и принятие плана исследовательской работы. Определение форм и приемов работы. Выявление и изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования. Определение и изучение документальных источников, хранящихся в местных архивах. Выявление информаторов – участников исторических событий, очевидцев, старожилов.

    История семьи. Мое имя и имена моих родственников – что они означают? Архив семьи. История моих родителей. Календарь дней рождения и семейных праздников. Генеалогическое древо. Герб и девиз семьи.

Природа и экология Егоркинского края (8 часов)

    Географическое положение Егоркинского края. Географическая карта края. Полезные ископаемые края. Характеристика климата. Животный мир края. Водные ресурсы края. Река Аксумлинка.

    Экологическое состояние Егоркинского края. Анализ мест складов с минеральными удобрениями, свалок бытового мусора, мест выпаса скота, мест повсеместного отдыха. Экологическое состояние водных ресурсов края.

История образования села Егоркино (8 часов)

    Строительство Закамских оборонительных линий (первая Закамская оборонительная линия 1652-1656гг.. вторая оборонительная линия 1731г.). Насильственная христианизация татарского и чувашского населения. Первые переселенцы села.

    Старожилы села об основании села Егоркино. Октябрьская революция и гражданская война в крае.

Население села Егоркино (8 часов)

    Численный состав населения села Егоркино.

    Знаменитые люди села: Михеев Павел Егорович – участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы; Ефремов Владимир Осипович – участник Великой Отечественной войны, летчик, 12 февраля 1943 года повторил подвиг капитана Н.Ф. Гастелло. Ефремова Екатерина Иосифовна – заслуженный художник Чувашской АССР, заслуженный художник РСФСР; Иванов Владимир Викторович – начальник Управления уголовного розыска МВД Республики Татарстан, Почетный сотрудник МВД Российской Федерации; Терентьев Геннадий Владимирович – судья международной категории по пауэрлифтингу (силовое троеборье), мастер спорта по тяжелой атлетике и другие.

    Старожилы села.

    Занятия населения. Традиционные и новые занятия населения села. Современное состояние предпринимательской деятельности.

Культура села Егоркино (9 часов)

    Здание церкви до Октябрьской революции в селе. Памятник павшим воинам-землякам в Великой Отечественной войне.

    Улицы и дома моего села. Названия улиц. Самые красивые дома села.

    Одежда и украшения прошлого. Женские платья, нагрудное украшение, воротниковая подвеска, платки. Ручная вышивка. Полотенца, салфетки, скатерти, покрывало. Ткачество.

    Народные праздники. Праздник «Уяв». Фольклорный ансамбль «Шулкеме». Стихотворения и песни о селе. Строительство церкви.

История Егоркинской средней общеобразовательной школы (12 часов)

    Церковь до Октябрьской революции и его роль в распространении образования в селе. Возникновение и работа начальной школы после Октябрьской революции. История семилетней школы. Средняя общеобразовательная школа в селе до наших дней.

    Директора и учителя школы, внесшие большой вклад в развитии образования в селе. Успехи и достижения школы.

История коллективных хозяйств
на территории Егоркинского сельского поселения (10 часов)

    Сельская община до Октябрьской революции. Управление общиной. Переделы земли. Количество владеемой земли. Крестьянские промыслы.

    Октябрьская революция и новый передел земли. Образование колхоза на территории села. Борьба против коллективизации и раскулачивания. История колхоза «Пролетарий» и «Россия». Современное состояние ООО «Агроразвитие».

Село Егоркино в период Великой Отечественной войны (11 часов)

    Наши земляки – в боях за Родину. Сколько человек приняли участие из нашего села в Великой Отечественной войне. В каких боях они участвовали, и какие подвиги совершали? Воспоминания вернувшихся с фронта земляков.

    Солдатские письма. Как и на какой бумаге писали солдаты. О чем они мечтали, и что их волновало в первую очередь? Надежды на победу. Военная цензура.

    Погибшие земляки в Великой Отечественной войне. Анализ Книги Памяти. Где похоронены наши земляки. Без вести пропавшие. Попавшие в плен и их семьи.

    Трудовой героизм в годы войны. Женщины, старики и дети на полях колхоза. Сбор средств фронту. Дети войны.

Наши земляки в несении воинской службы
в рядах Советской и Российской Армии (1946-2011гг.) (11 часов)

     «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (Конституция РФ, Глава 2, статья 59).

    В каких странах и регионах РФ служили наши земляки.

    Н.П. Михеев, П.А. Мандрейкин, А.Т. Николаев – участники Корейской войны (1950-1953гг); Алексеев Н.В. и Осипов Д. К. – участники Венгерских событий.

    Наши земляки – участники Афганской войны (1979-1989гг.): Кадяшев Н.В. и Кадяшев В.В.

    Наши земляки – участники Чеченской войны Саврандейкин А.В., Емельянов А.Н., Матюшкин Д.В., Матюшкин Д.В, Иванов А.Н., Молейкин И. А., Терентьев Ф.Ю.

    Они выполняют свой конституционный долг (О тех, кто служат в Российской Армии в настоящее время).

Итоговый контроль (6 часов)

    Тестирование. Тестирование проводится после прохождения каждого раздела программы, а в завершении курса проводится итоговое тестирование.

    Защита письменной работы. В ходе изучения курса учащиеся выполняют две письменные работы. Во время изучения 2 раздела программы они начинают работать над темой «История семьи», а вторую тему они выбирают самостоятельно во время прохождения последующих разделов программы. Наиболее перспективные работы учащихся направляются на различные районные республиканские конкурсы.

    Ребята должны увидеть результат своей работы. Только тогда можно сказать, что изучение курса имело положительное значение.




Литература



     1.     Галяутдинов И.М. Гордость земли Нурлатской. Печать ООО РА ДСМ, 2005.

     2.     Гильмутдинов Р.Г. Негасимый огонь памяти (Сборник творческих работ учащихся школ Нурлатского района и города Нурлат РТ), РУП Нурлатская городская типография РТ, 2004.

     3.     Гузенко С. Твоя родословная. Методическое пособие для школьников. Тюмень, 2007.

     4.     Ендиряков В.А. История Егоркинской волости. г. Наб.Челны, 1994.

     5.     Ендиряков В.А. Егоркинская средняя школа Нурлатского района Республики Татарстан (1879-2009), к 130-летию открытия школы. Чебоксары, 2009.

     6.     Ендиряков В.А. Село Егоркино (1710-2010гг). Чебоксары, 2011.

     7.     Сандлер И.Л. Октябрьскому району 50 лет. Г. Нурлат, 1980.

     8.     Сибгатуллин Ф.С. Нурлат. Аделиада, 2000.

     9.     Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. Казань: ТаРИХ, 2001.

     10.     Харисов Ф.Ф. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования. РИЦ: Школа, 2002.

     11.     Чибидина-Пинина Т.И. География Нурлатского района». (Учебное пособие для 8-9 классов). Посад: Мелекес, 2001.





Hosted by uCoz